Альтов Генрих


”Обложка книги Альтова Г.С.” ”Автограф Альтова Г.С..”


АЛЬТОВ Генрих Саулович

 

Автограф Альтова Г.С.: «Владимиру Ивановичу Козубову – с наилучшими пожеланиями. Г.Альтов 17/06 - 82»

 

С Генрихом Сауловичем я познакомился летом 1982 года во время моей командировки в Баку. Я в то время работал в конструкторском бюро и по роду своей деятельности занимался делами, связанными с изобретательством и рационализацией.

Однажды в наш адрес поступило письмо примерно следующего содержания:

"Азербайджанский общественный институт инженерно-технического творчества (АзОИИТТ) проводит ознакомительный ”книга Создан для бури”семинар по изобретательскому творчеству, основанному на новейших методиках и новом научном подходе". В общем, что-то в этом роде. Я не без основания связал это письмо с работой школы Альтшуллера Г.С. Изобретателям и рационализаторам должны быть знакомы его книги по теории решения изобретательских задач: АРИЗ, ТРИЗ. Изюминка в том, что писатель-фантаст Альтов Генрих и автор ТРИЗ Альтшуллер Г.С – одно и то же лицо.

Начальник нашего КБ Марышев Анатолий Никитович предложил мне побывать на этом семинаре, ознакомиться с предлагаемой методикой и вообще посмотреть на это дело вблизи, возможно, будет смысл с ними установить впоследствии контакты, обучить наших конструкторов…

В Баку, побывав на семинаре, я понял, что Альтшуллера здесь нет, а это просто его бывшие ученики, отколовшись от своего учителя, пустились в самостоятельное плавание.

Поскольку они скептически отзывались о своём бывшем «сэнсэе», я решил всё же встретиться с самим основоположником ТРИЗа, чтобы увидеть проблему и с другой стороны баррикады. Подбил я одного слушателя нашего семинара, и отправились мы с ним разыскивать Генриха Сауловича.

В ”книга Формула невозможного”Азербайджанском отделении Союза Писателей нам дали адрес Альтова Г. и мы покатили на встречу. Разыскали дом, поднялись на этаж, нашли нужную квартиру. На двери была прикреплена табличка с надписью «Журавлев Николай …». Мы недоуменно прочли её, пожали плечами, но всё же решили позвонить. Нам открыл дверь худощавый человек среднего роста, с большими глазами и малозаметной залысиной. Конечно, я его сразу узнал по фотографиям в журнале «Техника и наука», где Генрих Саулович вёл свою рубрику. Это был он. Мы представились, и объяснили причину своего визита. Генрих Саулович выслушал нас, представился сам и посторонился, пропуская нас в квартиру.

Вошли в комнату, уселись на диван. Альтшуллер расположился напротив нас, в кресле. Поборов смущение, я пояснил подробнее о цели нашего визита и между нами начался оживленный разговор и обмен мнениями

Альтшуллер оказался очень интересным собеседником, тактичным и мягким, с хорошим чувством юмора. Он очень непринужденно разговаривал с нами, расспрашивал о наших делах, и вскоре некая скованность, которая, несомненно, присутствовала в нас, исчезла. Мы довольно долго общались, задавали вопросы, получали ответы, словом диалог для обеих сторон был очень интересен и продуктивен. Альтшуллер подарил нам с напарником отпечатанные на ротапринте некоторые материалы по ТРИЗу. Мы все трое обменялись адресами и, как говорится, пришла пора и честь знать. И тут я решился – всё же в моей жизни это была первая встреча с писателем «вживую». Я достал из портфеля заранее приготовленный сборник научно-фантастических рассказов Альтова и попросил у Генриха Сауловича автограф.

Он надписал книгу, а затем, возвращая её, внимательно посмотрел на меня и спросил:

- А что, молодой человек, вижу, любите читать фантастику?

- Очень – ответил я. – мне нравится этот жанр.

- А почему? - вновь спросил писатель

- Фантастика развивает воображение, будит мысль… – ответил я. – Если, конечно, интересно написано. Как бы на острие научной мысли…

- Это верно, - согласился Альтов, - если не пустые приключения на Марсе или там где ещё… Тут видите ли, в чём дело… ТРИЗ и фантастика имеют много общих точек соприкосновения. Давайте я вам немножко расскажу…

Альтов подошел к двери в другую комнату:

- Валя, будь добра, поставь нам чаю, пожалуйста. А вы садитесь, садитесь…

В общем, «немножко» затянулось еще на полтора-два часа.

Мы пили чай с ”книга Эти удивительные звёзды”фруктами, и говорили. Я спросил Генриха Сауловича, почему бы ему не создать стационарную школу ТРИЗа, вместо «кочующих семинаров». Вот ведь создали же местные бакинские ребята свою школу инженерно-технического творчества. На что Генрих Саулович, улыбнувшись, ответил:

- Школа, Владимир, одна. Это моя. А «бакинские ребята – просто шарлатаны, занимаются профанацией ТРИЗа. А создать что-то на союзном уровне – не так просто. Во-первых, руководство ВОИРа не признает моих разработок. А во-вторых, фамилия у меня не совсем подходящая для этого.

- Тогда почему бы вам не уехать за границу и там наладить дело? – продолжал я свои расспросы - Ведь вас там, «за бугром», знают довольно хорошо. Ваши книги по ТРИЗ изданы во многих странах. Почему бы и нет? Сейчас вроде как препятствий не чинят…

- Моя родина – Советский Союз – ответил Альтшуллер. – я же здесь родился, вырос, состоялся как личность. Я принадлежу к русской культуре. И, хотя судьба моя складывалась по всякому, всё же я не мыслю себе жизни в другой стране. Заграничный рай -  он не для всех. Не всё там гладко, как считают многие у нас... Кому мы за кордоном нужны? Чтобы проходимцы спекулировали на моём имени? Нет, буду работать здесь, посмотрим еще, как оно повернётся дело. Может и удастся убедить ВОИР. Ведь НТО на моей стороне.

Надо сказать, что тогда в СССР была две общественные организации, направлявшие изобретательскую работу: ВОИР – Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов (орган печати – журнал «Изобретатель и рационализатор») и НТО - научно-техническое общество (орган печати – журнал «Техника и наука»). Мы все вместе посетовали на наличие трений между этими организациями и выразили надежду, что когда–нибудь эти склоки закончатся.

 Постепенно перешли от ТРИЗа  полностью на фантастику. Разговаривали о книгах, о писателях. Говорили о тенденциях фантастике, о силе фантастики и её уязвимых сторонах. При этом конечно, называли конкретные произведения и фамилии авторов.

Альтов между делом заметил:

- А фантастику вы знаете очень неплохо. Похвально, Владимир…

Не скрою – для меня это было приятно… Ещё бы! Я впервые в жизни говорил с настоящим писателем, интересные рассказы которого я читал с удовольствием и хорошо помнил. И теперь вот  удостоился его похвалы.

Я спросил Альтова, почему в последнее время совсем не видно его рассказов, на что Генрих Саулович ответил:

- Видите ли, я с головой ушел в ТРИЗ, на фантастику просто нет времени, не получается разрываться на два таких потока. Конечно, когда я работают над проблемами ТРИЗа, у меня появляются какие-то фантастические идеи, сюжеты. Я сбрасываю это Вале, а она пишет… Ну, как бы за нас двоих.

К тому времени я уже узнал от Альтова, что его жена Валя – это писатель-фантаст Журавлева Валентина Николаевна (см. соответствующую страницу данного раздела).

- А, понятно… - протянул я. – А то возникал у меня вопрос: интересно как-то получается, писатель – женщина, а фантастику пишет в «мужском стиле», техническую. Женщины они больше описывают эмоции, психологические нюансы всякие… Теперь прояснилось.

И мы улыбнулись, маленькая «тайна» получила своё объяснение. Время бежало незаметно. Увлеченные разговором, мы совсем не замечали его бега, делились своими впечатлениями от прочитанного, вспоминали разные смешные истории, связанные с теми или иными книгами. В частности, он с юмором рассказал об истории появления в сборнике НФ  пьесы «Сокровища сгоревшей планеты», в которой инопланетяне разговаривают… стихами. Я сказал, что помню эту забавную пьесу, она напечатана в бакинском сборнике  НФ «Формула невозможного».

- А откуда он у вас? – спросил Альтов – Вы же из Казахстана, в Чимкенте живете.

- Так я же книголюб! – улыбнулся я – Случайно как-то попалась в киоске книжном. У меня и второй бакинский сборник есть, «Эти удивительные звёзды»

- Да, был ”книга Полюс риска”такой – подтвердил Генрих Саулович. – Мы, бакинские фантасты,  тогда хорошо поработали. Есть ещё и третий сборник, выходивший в Баку.

- Да, я знаю, - ответил я, - называется «Полюс риска». Но, к сожалению, я его не читал. Не смог достать.

И тут Альтов, кинув на меня быстрый взгляд, заговорщицки подмигнул, встал с кресла, подошел к полкам, покопался в них и вынул книгу. Приложив палец к губам, он сказал:

- Вот вам «Полюс риска». Вале не проговоритесь. - сказал он, протягивая мне книгу. – А то она будет меня ругать, опять, мол, раздариваешь книги. Положите сразу книгу в портфель. Мой подарок вам. Как библиофилу и большому знатоку фантастики.

Я не знал, как мне и благодарить Альтова. Книголюбы – те поймут моё душевное состояние в тот момент. Мы еще некоторое время поговорили, хотя я уже понимал – пора откланиваться. И так уже исчерпан лимит времени визита. Да и напарник мой совсем заскучал, так как был равнодушен к фантастике и участия в разговоре уже практически не принимал. Всё когда-то кончается, в том числе и душевная беседа. Мы поблагодарили хозяев за гостеприимство, выразили особо свою благодарность Генриху Сауловичу за предоставленную информацию, а я еще и за автограф. О подаренной книге я благоразумно умолчал, потому как Валентина Николаевна тоже находилась в ”Открытка”прихожей, провожая нас. В общем, расстались мы с Альтовым как бы заговорщиками…

С той поры у нас с Альтовым Г.С. завязалась переписка. Он присылал мне новинки по ТРИЗ, ”книга Легенды о звезд. капитанах”сообщал о тематических публикациях в журналах.  Я сообщал ему о своих делах на ниве изобретательства, просил пояснить те или иные места в ТРИЗе, высылал ему НФ книги местных авторов.

И так продолжалось, пока не началось то, что называется сегодня, подчеркнуто нейтрально  «перестройка», а на самом деле – разрушение большой и интересной страны. В Баку случилась большая беда: началась вакханалия суверенитета, погромы, и Альтов и Журавлева покинули вздыбившийся Азербайджан… Наступило  иное время.

Кому сейчас нужна ТРИЗ? Кому нужна умная фантастика? Все новинки везут к нам из-за рубежа, а хорошую фантастику вытесняют бездарные поделки о бесконечных галактических войнах, о вампирах, магах и прочей оккультной дребедени.

Но если кому-то захочется прочесть о полете безудержной человеческой мысли, раскройте один из авторских сборников научно-фантастических рассказов Генриха Альтова, например «Легенды о звездных капитанах», «Опаляющий разум», «Создан для бури». Каждый рассказ сборника – это изобретение. Изобретение, которому ещё предстоит состояться. Это задачи, поставленные нашим потомкам: «приручение» шаровых молний, достижение сверхсветовых скоростей, выращивание динозавров, достоверное прогнозирование открытий, принудительное сближении звездных скоплений… Дерзко? Конечно, на то она и фантастика. Если она, конечно, настоящая. Такая, как у Альтова Генриха Сауловича. И я горжусь знакомством с ним.

Опубликовано в журнале "Начало века № 3 2020 год.


НАЗАД



Hosted by uCoz