”Рис-заставка^тюльпаны и бархан”
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
    Я вновь с удовольствием предлагаю вниманию читателей новый интересный рассказ посетителя и друга здешнего сайта, известного в Фотогалерее под именем Ник. Бывалый речной путешественник опять рассказывает об одном своём походе по рекам и озёрам столь любимой им Карелии, а также о приключениях, как забавных, так и таинственных, имевших место быть в том походе.
Как я уже говорил раньше, в другом предисловии, у Ника свой стиль повествования, свой слог и потому что-то переделывать я счел излишним. Моих трудов здесь совсем немного: название новеллы, эпиграфы и некоторый как бы литературный макияж для лучшего восприятия текста. Фотографии в новелле также представлены Ником.
Итак, рассказывает Ник
 
”заголовок двое в лодке”

ФЕНОМЕНЫ «ОЗЕРНОГО ЛАБИРИНТА», или НЕБЕСНЫЙ ЭЛЕКТРИК
 
 
«…Что ж, в конце концов,
Путь   вся цель гребцов…»
(Ряшенцев Ю., «Арго»)
 
«Ну и погода – так и сечет мелким дождем.
То ли есть луна, то ли полное безлунье –
поди, разберись в этой сырой похлёбке.
Да и сама ночь какая – то необычная. Страшно…»
(Веденеев В., Комов А., «Премьера без репетиций»)
 
«В воздухе было что-то необъяснимо странное в ту ночь»
(Ходжсон У., «Пираты-призраки»)
 
Поведаю в этом небольшом рассказе историю своего самого первого похода в качестве «дикого» туриста в Карелию, состоявшегося в 1989 году. Как оно часто бывает в жизни, всё произошло благодаря судьбоносному случайному стечению обстоятельств. А заодно расскажу о нескольких занимательных и даже таинственных случаях, которые произошли тогда с нами во время этого путешествия.
Началась история примерно полугодом раньше на праздновании дня рождения армейского сослуживца, где мне довелось познакомиться с его, сослуживца, ещё детских времён друганом. Друган этот, Виктор, прошедшим сезоном вернулся из очередного похода и в русле празднования дня рождения весело расписывал свои карельские приключения. И тут, как говорится в таких случаях, меня «зацепило». Или «вштырило», как нынче говорят тинэйджеры. Раньше я как-то не имел среди знакомых никого из серьёзного походного люда и о данном времяпровождении сильно не задумывался в том смысле, чтобы собрать необходимые манатки да и махануть не на какой-либо загородный и потому насквозь предсказуемый пикничок, а так, чтобы серьёзно, на месяц податься в удалённые от жилья дикие лесные угодья, слиться, насколько это возможно, с Природой.
Но нельзя сказать, что семя туристического романтизма упало на неподготовленную почву, когда образуется временное эйфорическое опьянение рассказанными красивостями и происходит легкомысленный умственный сдвиг по фазе, который погружение в суровую реальность будней выправляет чрезвычайно быстро. Именно тогда и получилось, ибо семя в тот раз упало пусть и не на подготовленную, но всё же благодатную почву. Упало и дало всходы.
Потому что я оказался одним из тех, «спящих», кому просто ранее не подворачивался такой судьбоносный случай, который направил бы дорожку куда надо, то есть в сторону дремавших до поры до времени природных наклонностей. Впрочем. Справедливости ради следует отметить, что я всегда любил лес, и лучшим отдыхом с детства для меня было забуриться на целый день в лесной поход. И еду там готовил на костре в прихваченном отцовском армейском котелке; помню, как ложку однажды из спичечного коробка пришлось делать для импровизированной вкуснейшей похлёбки, сваренной из всего, что было: колбаса, яйцо, картофель и лук из дома, лесные грибы, сныть, крапива… Были в моём багаже воспоминаний и два кратких похода по несколько дней (2-3), один летний поход под Гагарин и один зимний там же. Крутые случились те походы, хоть и краткие, будет время и желание, расскажу.
В общем, с того самого дня рождения я был разбужен, то есть инициирован, если говорить понятным для нынешних читателей языком вампирских саг, и, загоревшись настоящим многодневным походом, стал с нетерпением готовиться к будущему лету: купил байдарку «Таймень-3», рюкзак, кое-какие необходимые в походе вещи. Я жил в предвкушении. И, наконец, момент долгожданного отпуска и отправки настал! Мой походный товарищ Виктор был опытным туристом-походником, которого, как говорится, с младых ногтей родители таскали с собой по рекам, озёрам и лесам Карелии, которую он, само собой, и полюбил беззаветно. Вот именно туда, в Карелию, мы и собрались, а конкретно на озеро под название Энгозеро, расположенное рядышком с одноимённой железнодорожной станцией по мурманско-архангельскому направлению.
Обычно первые впечатления о событиях бывают самыми яркими и запоминающимися из-за своей свежести и новизны. Но данное наше путешествие имеет ещё одно устойчивое измерение, которое вполне подпадает под раздел «Аномальщина». Собственно, аномальных и необъяснимых событий произошло всего несколько, но этого вполне достаточно для трёх недель, ведь в обычной жизни не встречаешь ничего столь малопонятного на протяжении многих лет и десятилетий.
Главный герой занимательной детской приключенческой книжки про капитана Врунгеля бодро поучал, приколачивая к борту яхты буквы оптимистического названия «Победа»: «Как вы судно назовёте, так оно и поплывёт», Но в результате небольшой и поначалу оставшейся незамеченной неурядицы две первые буквы названия судна тут же отвалились, и своё невероятно запутанное и аховое путешествие яхта начала под символическим и многообещающим названием «Беда». А в жизни такие «символы»: частенько являются определяющим началом для всех последующих событий. У нас примерно случилось нечто похожее.
На станцию назначения наш поезд пребывал ночью, и остановку «посёлок Энгозеро» мы, конечно же, благополучно проспали. Ну, не то чтобы совсем бездарно проспали и уехали далеко, проспали мы чуть-чуть, как раз ровно столько, чтобы проехать мимо. Никакой аномальщины в этом, конечно же, нет, я ниже объясню. А в тот момент, осознав свою досадную промашку, мы судорожно бросились таскать рюкзаки с вещами и байдаркой в тамбур, чтобы успеть выскочить хотя бы на достаточно близкой – хотя это весьма относительно! - следующей остановке «Амбарный». Виктор в этот раз топографической карты с собой не брал, маршрут ожидался учебный, проверенный, хорошо известный и простой. Но большой опыт его прежних походов содержал важное знание, что от станции Амбарный через систему соединённых запутанными протоками озёр, можно вплавь на лодке добраться до Энгозера, нигде не переходя на утомительные процедуры сухопутных «волоков», т.е. перетаскиваний вещей пёхом. Это вселяло в нас определённый оптимизм. Ну, проехали свою остановку, и проехали, дело житейское, с кем не бывает. Главное, что намеченный план принципиально не меняется, лишь несколько удлиняется. В общем, выбросили мы спешно вещи на Амбарном, где стоянка всего-то минута, а иногда поезд лишь притормаживает, не останавливаясь полностью.
Разглядываем окружающую местность, пытаясь сориентироваться. Стояло раннее-раннее утро, как пишут в романах – светало. Вскоре, однако, поблизости раздались отзвуки людской жизни и неожиданно перед нами нарисовались представители славной сельской молодежи, явно с ещё неоконченной ночной гулянки. Меня иногда удивляет неожиданный практицизм местных. Схема их логических размышлений удивительно проста и лаконична: «Это только что приехавшие городские туристы – значит, у них есть непочатые походные запасы водки»! Заход со стороны местных бойцов последовал незамедлительно: нам сразу же объяснили, что район закрыт для туризма в связи с продолжительной засухой и угрозами пожаров; а ещё очень скоро сюда может наведаться с обходом участковый милиционер, чтобы нас депортировать за пределы своего участка. Занятно то, что всё это вполне правдиво и не сомневаюсь, что всё, кроме намёка о вечно бдительно-неусыпном участковом, имеет место быть реально. После этой увертюры следует изящный намёк: но если мы имеем толику водки или спирта и готовы по-братски поделиться, то местные товарищи самоотверженно спасут нас из злобных лап участкового и немедленно доставят подальше от опасной станции к воде на природу. И транспорт есть под рукой – мотоцикл с коляской. В общем, это было нечто среднее между банальным шантажом и попыткой оказать нам платную услугу. Да мы и сами были не против подобного предложения, ибо уже размышляли, у кого бы спросить направление движения  и помощи в транспортировке неподъёмного багажа. А тут вырисовывался как бы идеальный вариант, приемлемый для обеих договаривающихся сторон. Местных мужиков было трое, а транспорта оказалось аж две единицы. Хотя второй мотоцикл был без коляски, но нам и такого транспорта хватало. Погрузили мы все вещи в коляску первого мотоцикла, образовалась целая гора, на которую сверху взгромоздилсяя, собственной персоной, в качестве и фиксатора, и наблюдателя. На механического коня слева от меня сели двое местных, а второй мотоцикл оседлали третий местный парень вместе с Виктором. Очень все удачно уместились, вышло просто замечательно. И поехали мы к воде…
Хотя путь наш к воде был недолог, но сложился он достаточно интересно. Как я уже упомянул ранее, местные ребята явились пред наши очи с очень серьёзной ночной гулянки, и было весьма заметно, что они содержали внутри себя в большой «плепорции» популярный русский эликсир, очень способствующий полноценному отдыху. Короче если, то от них ощутимо разило, и поведение их было не совсем адекватным, хотя в общих чертах казалось почти осмысленным. Вот именно, что казалось нам, тоже пребывавшим в некотором осмысленном состоянии.
Вследствие этих жизненных сложностей водила нашего колясочного драндулета, пухлый парень по кличке Борман, не более. чем через пару минут езды мгновенно заснул за рулём и свалился с сиденья на дорогу (что я заворожённо наблюдал со своей обзорной кучи на коляске, подобно независимому наблюдателю ООН). Однако надо отдать должное реакции упавшего «партайгеноссе»: он тут же проснулся от резкого соприкосновения с твёрдым грунтом и ловко успел ухватиться за заднее крыло продолжавшего движение мотоцикла. Теперь картина маслом являла следующий живописный вид: тарахтящий мотоцикл упорно продолжал движение, вяло пошевеливая рулём, но при отсутствии рулевого, то есть на автопилоте,. Напарник рулевого также вяло клевал носом на заднем сиденье. Сбоку в коляске, на огромадной куче нашего походного добра неустойчиво, в состоянии недоумения и несобранности мыслей, раскачиваюсь я, рискуя также шлепнуться на дорогу, а сзади тарахтящего транспорта, цепко повиснув на крыле, волочится по земле бывший водила, у которого при таком причудливом способе передвижения содрало штаны. И они, эти штаны, в свою очередь, из последних сил цепляясь за ботинки, волочатся вслед за ним. Но тут очнулся, по-видимому, лишившись устойчивой опоры спереди, дремавший дотоле безмятежно на заднем сиденье второй парень. Надо сказать, помощник Бормана чрезвычайно быстро сориентировался в сложившейся ситуации. Он умело, по–каскадёрски, перескочил на переднее сидение и взял на себя бразды правления мотоциклом, продемонстрировав неплохую взаимозаменяемость как член экипажа. Итак, мотоцикл снова приобрел рулевого, и наша езда ни на секунду не замедлилась. При известном воображении такое наше передвижение могло послужить иллюстрацией в духе некого техно-авангарда к русской народно сказке «Репка»: один из парней удерживал мотоцикл, за мотоцикл ухватился и волочился по земле Борман, за ним  же волочились его штаны. Но такое, с позволения сказать, движение по схеме «дёргаем репку», продолжалось недолго. Ибо Борман со спущенными ниже колен штанами, то ли уступив силам трения, то ли вновь уснув, перестал тащиться за нами, и отвалился, словно сытая пиявка, оставшись сиротливо лежать со спущенными штанами. Руки его, вытянутые вперёд, как бы указывали нам направление, заклиная не сворачивать с него. Заместитель «партайгеноссе» по мотоциклу, выдерживая указанное направление, тормозить не стал, а сопроводил облегчение транспорта кратким комментарием «На обратном пути заберу!». И мы покатили дальше по намеченному маршруту, оставив лежать в одиночестве на дороге незадачливого Бормана, оголенная задница которого белела гигантским грибом-дождевиком.
Вскоре мы добрались до водоёма, из которого и намеревались начать импровизированный маршрут согласно внесённым поправкам в наш первоначальный план географически информированным Виктором. Разобравшись с вещами, обнаружили пропажу одного сапога. По-видимому, он выпал из коляски, когда мы в спешке беспорядочно паковали свой груз. Это нас огорчило, даже больше чем потеря партайгеноссе Бормана. Борман найдётся, куда он денется?  В конце концов, очухавшись, сам домой дойдет. А вот сапог… С сапогом дело обстояло сложнее, это только в сказке сапоги скороходы. В реальности всё по-иному, не обладают они способностью к самопередвижению. Данный сбой в делах определил и дальнейший наш неверный ход: мы произвели «финансовый» расчёт с нашими перевозчиками, отдав им фляжку со спиртом, наивно попросив их прихватить на обратном пути не только Бормана, но и подобрать сапог, а также вернуть освободившуюся тару из-под спирта. А рассчитываться с мужиками таким манером было никак нельзя. Само собой, только мы их и видели. Хотя не исключено, что они, найдя валявшегося на дороге Бормана, и выехали к нам с сапогом и пустой фляжкой, но именно по причине опустошения фляжки поехали не той дорогой и посему с нами закономерно не пересеклись. Такое тоже может быть. Не судьба, как говорится. Тут даже укорять никого, кроме нас самих, нельзя. По сути дела, мы пытались спиртом тушить алкогольный пожар в организмах местных мотоциклистов А нам надо было сначала шевелить извилинами, но у нас с этим тоже было не очень, сами понимаете. Ведь проспали свою станцию мы не просто так, а вследствие праздничных дорожных отметин начала большого пути. Хорошо еще, что не полегли в дороге, как тот злополучный Борман. В общем, привет с большого бодуна.
Удовлетворившись этим приветом, неспешно (а какая спешка, если у самих мозги почти набекрень) собрав байдарку и, само собой разумеющееся, не дождавшись к сапогу пару, мы отчалили, войдя в чистые воды озера Амбарное, то есть вышли на оперативный водный простор. Никогда в жизни я столько не работал непрерывно веслом, как в тот первый памятный день моего первого настоящего туристического похода! Именно тогда я постепенно начал понимать, насколько был тяжёл труд галерных рабов. Не этих, нынешних тружеников "галеры",  которых в те годы ещё не сидели  на веслах, а тех, стародавних настоящих каторжников. Виктор примерно знал направление, имел общее представление о пути и поставил цель в один переход добраться до Энгозера, чтобы выйти на предварительно задуманный маршрут и тогда уж полностью отдаться его прелестям. Дистанция представлялась не шибко большой, плыви себе и плыви, причём вниз по течению соединяющих многочисленные озёра проток. Но, как выяснилось позже, Виктор несколько погорячился в расчете времени…
Здесь надо сделать отступления для пояснения карельских особенностей. Карелия страна бесчисленных озёр, большинство которых соединено множеством речек-проток. Из выше расположенных озёр извилистые и запутанные протоки ведут в нижерасположенные и так далее, вплоть до речек, впадающих уже в Белое море. Что называть речкой, а что протокой – понятие достаточно условное. Когда в озеро впадает несколько проток и вытекает тоже несколько, Сложновато, исходя из формальной логики, согласовать каждой вытекающей протоке определённую втекающую и назвать всё это хозяйство проточной через озеро речкой. Но облегчают выбор дополнительные критерии. Например, если наличествуют втекающие и вытекающие протоки, разительно выделяющиеся своей широтой, то их можно обозвать одной проточной рекой, которая, при таком раскладе, может пересекать целую сеть больших и малых озёр. В иных, неявных случаях, каждая мелкая и достаточно короткая протока носит своё отдельное местное название. Скорости течения тоже очень разные, иногда оно глазу незаметное, а иной раз ревут и бушуют непроходимые пороги. Вот такой ”Мы, команда”своеобразный гигантский озерный лабиринт, в котором можно и заблудится. Если ты не турист-экстремал (а для такого, кроме опыта и наклонностей, надо иметь ещё специально подготовленные плавсредства, а то ведь и со всем своим могучим опытом далеко не уплывёшь), то выбираешь себе маршруты и проходы попроще. И наш маршрут должен был быть вполне прост, если бы не засуха, обнажившая много новых, пускай и не шибко шустрых перекатов.
В эти первые карельские сутки я постиг один из серьёзных уроков теории относительности – относительность восприятия окружающих расстояний местными жителями и заезжими туриками. Карты у нас, если помните, не было, даже высадили нас сотоварищи Бормана, как потом позже выяснилось, несколько не у того озера, которое навал аборигенам Виктор. Но это не беда, большая беда оказалась бы, если озеро совсем отрезано от общей системы водных проток. Места вокруг как бы дикие, но не совсем, ибо те же местные жители на моторках ходят далеко по озёрам и протокам за ягодой, рыбой, грибами, на охоту. Есть возможность встретить кого-нибудь в пути и посоветоваться, куда плыть. Туристы нам в тот раз что-то не попались, но местных моторочников встретили аж четыре раза. Первый спрошенный указал направление, где искать нужную протоку в следующее озеро и на вопрос ответил, что ходу до Энгозера сущая ерунда, час от силы. Часа через два мы встретили следующего наездника моторки, который снова нас направил и поведал, что осталось недалеко, часа на четыре хода. Вскоре встреченный третий был более скептичен и отмерил нам часов шесть. А четвёртый сказал: «Ну-у, это далековато будет, да. На день где-то, если упираться». Естественно, четвёртый оказался самым правым в своём утверждении…
Мы не шуточно упирались рогом в течение последующих 14 часов с единственным пятнадцатиминутным перерывом на разминку затёкших сидячих частей тела на берегу, причём без трапезы. Так что моё обучение началось и проходило хорошо, в бодром темпе, без поблажек, в условиям, максимально приближенных к авральным. За это время мы прошли через лабиринт несчётного числа коротеньких проток с перекатами и  пересекли несколько разновеликих озёр. И только всего один раз прошиблись в выборе, направившись по «неправильной» протоке, где и упёрлись, к глубокому нашему изумлению, в её неожиданный и безоговорочный тупик у высокого вала, оказавшимся заброшенным железнодорожным ответвлением одиночного пути, ведущего то ли на забытую старую лесоразработку, то ли к светлому будущему. Вернулись назад и сориентировались мы быстро, так что времени много даром почти не потеряли.
А вокруг нас кишела непуганая живность. Утки вели себя крайне нагло, не снимались с воды, когда мы проплывали мимо на расстоянии вытянутой руки. Кажется, одно лёгкое движение руки, и свежий ужин из дичи в отрадной близкой перспективе. Но не такие они дураки и дуры оказались, непуганые птицы. Как ты ручки к ним потянешь, они с той же скоростью реагируют и чуть-чуть, дразнящее, кокетливо отплывают подальше, с любопытством косясь на нас. Проходя озеро Заячье, наблюдали на берегу небольшое стадо величавых оленей во главе с крупным самцом, голова которого была украшенная  роскошными рогами. Олени даже не подумали убегать и спокойно наблюдали за нами. Сразу поясню, что это совсем не типично даже для тех таёжных мест. И охотников там хватает, и туристов за сезон проходит мимо уйма, никак этот край «непуганым» не назовёшь. Но в тот раз так и было: олени с любопытством разглядывали нас и никуда не убегали. Возможно, что именно любопытство, изумление нашим поведением (куда плывут, зачем?) перебарывало природную осторожность.
Преодолев таким образом, непрерывно, по-галерному вкалывая на вёслах, в течение 14 часов немало порожков и порогов, мы наконец прибыли к устью речки Пуломы, которая провела нас через систему озёр к родному Энгозеру.
Ещё одно тематическое отступление, которое я сделаю, касается стояночных мест и просто для ночлега, и для длительного отдохновенного постоя. Только очень далёкий от походов человек может полагать, что стоянка для туриста весь лес вокруг. Ага, как же! На самом деле вдоль проток удобных для стоянки мест очень мало, да и на озёрах шикарных во всех отношениях мест посчитано, отмерено и давно известно туристам. Когда выбираешь, где следует остановиться, то можно при этом ставить разные цели и задачи, но общий набор их следующий: минимальное количество гнуса и комаров (продуваемость на возвышенности крайне желательно), удобный подход к воде и плавсредству с вещами. Немаловажно также и удобство установки палатки (представьте себе, и это далеко не простая проблема в том рельефе, «палаточные» места даже указываются на туристических картах), а ещё рыбалка, ягода, грибы, просто красивое место, наконец. И если все эти условия выставишь, ”Таймень”то обыщешься достойного себе места, а гнус с комарами в большинстве окружающего пространства может тебя сожрать или довести до безумия еще даже в процессе выбора подходящего места. В походе до понимания таких особенностей доходишь быстро, высматривая окружающие пространства и постигая трудности опытным путём, когда ищешь, куда бы пристать хоть наскоро к бережку для какого-либо дела. Кругом болотистые извилистые и неровные низменности, густо поросшие высоким стлаником, скрывающим под собой и мхом надолбы, ямы и прочие повсеместно раскиданные неровности в каменистом грунте. Или берег идёт сплошняком на высоте метра от воды – не причалить, не разгрузиться.
Поэтому особо знатные места туристических стоянок и отдыха часто прекрасно оборудованы: здесь и выложенный камнями очаг, стол, скамьи, даже шкафчики, сложенные и сбитые из брёвен «топляка», толстых веток и выловленных в реках-озёрах досок, которых много здесь до сих пор попадается с прошлых интенсивных лесозаготовок.
И вот такая популярная, обжитая стоянка в месте впадения Пуломы в Энгозеро явилась нашим первым из намеченных пунктов назначения. Плавный, как на пляже, подход с воды к берегу, далее плавный подъём на возвышенность, обдуваемую ветром с открывающегося озера и залива реки Пуломы, а так же наличествовала огромная, старая, но так и не заросшая лесная вырубка невдалеке за туристическим лагерем. Здесь же рядом - самый настоящий пляж с крупным песочком, отличная рыбалка для донок или спинингования с лодки у камышей, полно ягод на вырубке. В общем, шикарная большая и ровная площадка для стоянки, можно хоть роту расквартировать по палаткам. Все удовольствия на месте, живи, не хочу. Как говорится, всё включено.
Конечно же, такое благодатное место уже оказалось занято парой семейств с одним малым дитём, однако свободного пространства было всё равно предостаточно, и мы, вступив в контакт со старожилами, получили уверения, что никоим не помешаем. Здесь мы и образовали свой первый походный лагерь, обосновавшись на ночлег. Соседи оказались весьма приятными людьми, да и другие обстоятельства нашлись, которые задержали нас в этом приятном месте на несколько дней вместо предполагаемой одной ночёвки. Вот с этого места, собственно, и начинаются отдельные мелкие чудеса.
Байдарку мою, специально не приготовленную для преодоления речных порогов, изрядно потрепало, дно протёрло по шпангоутам. Требовался ремонт, тем более что обязательный ремнабор в комплекте у нас наличествовал. Но вот одного запаса я не учёл. Частично размонтировав байдарку на проклейку, при последовавшем монтаже не досчитались двух ответственейших шплинтов, без которых никуда. Непонятно, как они могли затеряться, ведь всё педантично, внимательнейшим образом складывали в мешочек, ан нет!.. Да к тому же побило кое-где об камни порогов металлические крепления-стыки корпуса байды, выбило сцепления. Для восстановления требовалось что-нибудь железное, хотя бы проволока металлическая, определенного диаметра. У соседей таковой не оказалось, но они посоветовали поискать нужное на той самой огромной вырубке, где, по идее, должны бы попадаться остатки трелёвочных тросов. Это была ценная мысль, и мы после отдыха и ремонтных работ отправились прогуляться по округе, мураву-траву помятьрибочков собрать, а заодно и тросы поискать. Соседи предупредили, что с грибалкой ловить нечего, но мы были парни ”Тригопункт и пустошь”упёртые в своём желании, и в результате настырных и продолжительных поисков после засухи в лесу всё же наловили несколько сыроежек. И на этом всё, грибы закончились. Зато в качестве некоторой насмешки насмешки природы наткнулись на «беличье дерево» деревце, на ветки которого были густо нанизаны сушёные подосиновики. Хоть лезь, собирай их на дереве и суп из сушёных грибов вари.

ОКОНЧАНИЕ ЗДЕСЬ

НАЗАД, раздел Аномальщина
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании
  • Copyright MyCorp © 2017
    Конструктор сайтов - uCoz